Медико-социальная экспертиза и порядок ее прохождения

Медико-социальная экспертиза и порядок ее прохождения

Социальная защита – система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» тождественны (ст. 1 ФЗ
«О социальной защите инвалидов в РФ»).

Следовательно, когда в нормативно-правовых актах речь идет об инвалиде и о льготах, которые предоставляются ему, аналогичные льготы относятся и к ребенку-инвалиду. Все они обладают общим юридическим статусом инвалида.

Признание ребенка инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ).

Каковы полномочия государственной службы МСЭ?

  1. Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
  2. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
  3. Изучение уровня и причин инвалидности населения.
  4. Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.
  5. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.
  6. Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Направление на МСЭ осуществляют учреждения здравоохранения после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья ребенка, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.